• Опера
12+

Князь Игорь

Спектакль в Санкт-Петербурге: 12 мая
до
15%
Билетов сейчас нет
Выберите другую дату или зайдите позже, возможно они появятся
Сервис временно недоступен
Приносим извинения за доставленные неудобства. Попробуйте обновить страницу.

Вам_может_понравиться

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

О событии

Опера Александра Бородина. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Своё самое крупное музыкальное сочинение — большую оперу на сюжет из русской истории — известный русский химик Александр Бородин писал почти восемнадцать лет. Он выкраивал время на творчество, отвлекаясь от огромного количества других, более неотложных дел: преподавания, опытов в лаборатории, публикации научных статей. Неудивительно, что опера осталась незавершенной, хотя отрывки из неё исполнялись при жизни автора — в концертах. У Бородина был сценарный план, но не было готового либретто, подразумевавшего привычные музыкальные формы. Композитор сам адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыкальный и поэтический текст почти одновременно. Попутно им изучались другие источники о взаимоотношениях Древней Руси и степи, о княжеских междоусобицах, о походах, битвах и сотрудничестве князя Игоря и половецких ханов. Просвещённый любитель, автор симфоний, квартетов, романсов, при создании оперы Бородин ориентировался на хорошо ему известную европейскую модель — большую французскую оперу с многочисленными хорами, драматическими сценами, развёрнутыми монологами, балетными номерами. Но, разделяя увлечения своих товарищей по кружку «Могучая кучка», стремился насытить мелодику специфически русскими интонациями и восточными мотивами. «Князь Игорь» — опера о столкновении двух культур, о страданиях людей, вовлечённых в войну, о русской смуте, предательстве и измене, о любви и преданности. Здесь провожают близких на битву, томятся неизвестностью, оплакивают невернувшихся. Однако Бородин рисует мир не чёрно-белыми красками, противникам князя Игоря — половцам — достались не только жёсткий, воинственный марш и варварские исступлённые танцы, но и томительно-пряные завораживающие напевы. Поскольку опера осталась незаконченной, авторы спектакля должны решить, каким образом сложить пазл из имеющегося материала. В основе большинства постановок лежит редакция Римского-Корсакова и Глазунова, сделанная для Мариинского театра (1890) после смерти композитора и ставшая канонической. Но сегодня театр отступает от этой версии, предлагая другую последовательность картин. После пролога, где дружина Игоря отправляется в поход, звучит увертюра, написанная Глазуновым по воспоминаниям от исполнения увертюры самим Бородиным. Её батальный эпизод рисует публике битву, после которой князь Игорь оказывается в плену. Следующая картина переносит слушателей в лагерь кочевников, где хан Кончак предлагает князю быть не врагом, но гостем дорогим и развлекает его песнями и плясками невольниц. После антракта идёт второй половецкий акт, обычно пропускаемый при постановках, однако важный из-за арии Игоря «Зачем не пал на поле брани» (Мариинский заказал оркестровку этого автографа Бородина петербургскому композитору Юрию Фалику). Затем действие снова переносится в Путивль: плач Ярославны и хор поселян, в редакции Римского-Корсакова открывавшие четвёртый акт оперы, теперь предшествуют двум картинам из первого — сцене у князя Галицкого и сцене Ярославны с братом-мятежником. Финал первого действия, со зловещими ударами набата и с ожиданием набега половцев, становится и финалом произведения, где на последних аккордах вдруг появляется сбежавший из плена главный герой. Если в музыкальном плане сегодняшняя версия оперы учитывает купюры, раскрытые в постановке 1995 года, то сценография воспроизводит спектакль Кировского театра 1954 года. Эскизы декораций и костюмов для него создали художники Николай Мельников и Нина Тихонова. Это образец большого стиля, где древнерусские храмы, крепостные стены, шатры половцев, терем княгини предстают на сцене чуть ли не в натуральную величину. Живописные декорации пленяют сочностью палитры и иллюзорным правдоподобием. Знаменитые «Половецкие пляски» идут в хореографии Михаила Фокина — той самой, что впервые была показана в рамках Русских сезонов Дягилева в 1909 году в Париже. Дягилев, чуткий к запросу Запада на русскую экзотику, познакомил тогда публику только со вторым актом оперы, самым «варварским». Успех оказался таким, что «Половецкие пляски» неизменно входили в программу всех дягилевских сезонов до 1929 года. Сегодня одна из важнейших опер русского репертуара предстает в Мариинском как наследница поисков, которыми богата отечественная традиция ХХ века, и как произведение, способное к новым версиям и работе с авторским текстом. Пролог. 1185 год. Площадь в древнерусском городе Путивле. Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, его ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре видят в этом дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела — он идёт защищать Русь. Князь прощается с женой, ласково утешает её, убеждая не беспокоиться о нём и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает её брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле. Незаметно покидают дружину Игоря два ратника — Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому. С благословением Игорь и его дружина выступают в поход. Увертюра. Действие первое: Вечер в половецком стане. Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все её мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним. Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюблённый в Кончаковну. Однако князь Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича. Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощённой родине. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне. Неожиданно к князю подходит Овлур, крещёный половец. Он предлагает Игорю помощь в побеге из плена. Но тот отказывается, не пристало русскому князю тайно бежать. Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести — как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака. По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака. Действие второе: Половецкий стан. Хан Гзак, отправленный Кончаком в поход, возвращается с пленёнными русичами и богатой добычей. Князь Игорь, зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, раскаивается в своём поступке и мысленно обращается к русским князьям, призывая их к единению. Чтобы спасти родную землю, Игорь задумывает побег из плена. Кончаковна поднимает тревогу. Однако Игорю и бежавшему с ним Овлуру удаётся скрыться. В гневе половцы хотят расправиться с сыном Игоря — Владимиром, но Кончак дарует ему жизнь и решает Кончаковну выдать за Владимира замуж. Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждёт от них ответа, где Игорь, что с ним. Плач у Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле. Княжий двор Владимира Галицкого За бранными столами, окружённый разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем в Путивле. Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведённую дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы. Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с расхрабрившимися бражниками поднимают народ на мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?». Горница в тереме Ярославны. Набат. Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют её ни днём, ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг — княжеские раздоры, смута, и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить в Путивле. Неожиданное появление девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, претендуя на власть в Путивле. Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь и его сын в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды между тем идут на Русь. Обеспокоенная услышанным Ярославна сама желает обо всём подробно допросить гонцов. Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж. Тревожный гул набата возвещает об опасности: к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять свою землю. Спектакль идёт с одним антрактом.
Читать далее
Театр-постановщик
Мариинский театр
Режиссёр
Иркин Габитов
Время
225 мин.
Источник: mariinsky.ru

Адрес

Театральная пл., 1
Сенная площадьСадоваяСпасская
+7 (812) 326-41-41

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: mariinsky.ru